Алексей ПоповГалицкие националисты и восточные конформистыНезависимая газета 25.01.2001 Украина 22 января отметила День Соборности. Именно в этот день в 1919 г. в Киеве на Софийской площади было торжественно объявлено о соединении украинских земель бывшей Российской империи (Украинской народной республики) и украинских земель бывшей Австро-Венгерской империи (Западно-Украинской народной республики, созданной в Галичине) в одно государство. Просуществовало это государство лишь год, причем контролировало оно территорию гораздо меньшую, чем нынешняя Украина. Окончательное объединение Галичины с остальной Украиной произошло, как известно, в сентябре 1939 г., и в долгосрочном итоге имело совсем не те последствия, которые планировал Сталин, идя с Гитлером на раздел Польши. Сейчас зачастую поговаривают, что курс нынешнего украинского независимого государства, которое зачастую противопоставляет себя России, а украинцев русским, – во многом результат влияния "галицкого национализма", не свойственного остальным украинцам. Вопрос о том, как могут 5 миллионов населения трех областей определять политику 50-миллионной страны, звучит уже почти десять лет и остается чисто риторическим. Между тем жизнь ежедневно дает на него ответы. Сколько народу в организованном порыве любви к президенту заполнило в русскоязычном Харькове крупнейшую площадь Европы? От 50 до 80 тысяч. В Донецке, Луганске, Днепропетровске и многих других городах их количество также исчислялось десятками тысяч. А сколько во Львове, где на прошлых выборах Кучма набрал гораздо больше голосов, чем в вышеупомянутых городах? Одна тысяча. О численности митингующих в Ивано-Франковске и Тернополе СМИ не сообщали, но известно, что в числе лидеров эти областные центры также не были. Кроме того, известно, что Ивано-Франковск оказался единственным городом на Украине, где суд решил, что палатки участников акции "Украина без Кучмы" не мешают гуляниям вокруг новогодней елки, и отменил решение властей о запрете на их установку. На востоке страны суды проштамповывали решения властей. А когда в прошлом апреле Украина была столь же организованным образом охвачена досрочным голосованием на апрельском референдуме, то во Львовской области так проголосовали 38% населения, тогда как в Харьковской, Донецкой и Луганской – 65-66%. Отчего административный ресурс в Галичине не работает так, как на остальной Украине? Власть там другая или люди? Власть областная и районная везде на Украине назначается президентом, который исходит из одних и тех же принципов. И с населением Галичины тоже пытается работать в соответствии с задачами неспокойного для Украины времени. Так, в декабре Тернопольское облоно распорядилось, чтобы "в каждой школе администрацией был назначен человек, который к определенному времени каждый день должен представить в городской отдел образования отчет с места любых событий, а отдел, в свою очередь, передаст информацию в облгосадминистрацию". В числе тем для информации указаны "акции при участии народных депутатов, характеристика активности общественных организаций (собрания, митинги, манифестации и тому подобное)". И тернопольские учителя стали информировать – но сперва не администрацию школы и области, а агентство УНИАН, которому сообщили, как из них хотят сделать стукачей. А учительский профсоюз области собрался и инициативу облоно осудил. Только, скорей всего, не была эта инициатива чисто тернопольской, а решили ее в порядке эксперимента испробовать в нескольких областях из разных регионов. Только там все идет по плану, без утечек информации. Ведь учителя – ударная сила всех акций по всенародной поддержке того, чего надо власти. В этом они вышли на европейский уровень – попали в отчеты ПАСЕ и ОБСЕ о прошлых выборах со своей ретивой агитацией за президента на рабочих местах. Но с тернопольскими учителями осечка вышла. Потому что люди в Галичине другие. И не только в отношении к политике. Уровень самоубийств во Львовской области – 9 на 100 000 населения, в Тернопольской – 11, в областях восточной Украины – от 30 до 42. Уровень абортов в Галичине также в 4-5 раз меньше. Не спешите объяснять это влиянием религии. Оно велико. Но в соседних Чехии и Венгрии, где коммунистический режим просуществовал почти столько же, сколько на Западной Украине, только в более смягченной форме, влияние Церкви невелико. По моему мнению, галичане такие, как они есть, не потому, что религиозны, а напротив: они религиозны в силу своей пассионарности. Поэтому галичане в отличие от прочей части украинского народа создали по крайней мере зачатки гражданского общества. Так, проблема непомерных штрафов для СМИ в связи с якобы причиненным моральным ущербом остра для всей Украины. Но только галицкие журналисты смогли отправиться из Львова в Киев и неделю протестовать там, требуя отмены этих штрафов. Остальная провинциальная журналистика молчала. И будет молчать, а скажут учредители – напишет передовицы о том, как подобные штрафы воспитывают чувство ответственности. От этой же пассионарности галичан – и желание навязать соотечественникам по другую сторону Збруча свое отношение к проблеме языка, свое видение государственной политики. Это результат того, что здесь гораздо в большей степени живут духовными ценностями, чем жители остальной Украины. Другой вопрос: каковы эти ценности. Автор именно такой духовности не разделяет, но вынужден признать, что для его земляков какая-либо духовность вообще нетипична. Конечно, изрядно потрудившись, можно найти среди них людей, у которых беспокойство происходящим в стране выплескивается за стены собственной квартиры. Но гораздо меньше придется трудиться властям, чтобы заполнить площади городов восточной Украины биомассой, готовой поддержать все, что ей прикажут – и референдум о замене президентства гетманатом, и закрытие газет и телеканалов на русском языке, и даже перевод русского и украинского языков на китайскую графику. Харьков |
ч
|