Алексей ПарщиковЯ жил на поле Полтавской битвы(фрагмент поэмы) 2.4. ИВАН МАЗЕПА И МАРФА КОЧУБЕЙ В доме снеди росли, и готовился пир, так распорядился
Мазепа,
третий день во дворце блюда стояли, и уже менялся
их запах,
мычали коты от обжорства и неподвижно пересекали
залы;
дичая,
псы задыхались от пищи, под лавками каменели,
треща хрящами,
рыбы лежали – пока их усыпляли, они подметали хвостами
двор,
зеркала намокали в пару говяжьих развалов, остывал
узвар,
тысячи щековин соленых, моченые губы, галушки из
рыбных
филе,
луфари и умбрины в грибной икре черствели в дворцовой
мгле;
полк мухобоев караулил еду, и гетман ступал в шароварах,
как языки,
кривые турецкие вина носили бессонницей трезвые
казаки;
столь долгоносые мыши, что, казалось, наполовину
залезли в кульки,
алели
бесстрашно на солнце закатном, и, если от них вести
паралели,
мы наткнемся на красные перцы в бутылях – так же
спокойны
они,
и еще: словно жгучие перцы в стремительной водке,
мутились
свечные огни,
и бурели привезенные из Афона лимоны; были настежь
открыты
окна, затянутые холстами, и пышные всюду завиты
рулеты,
и рулетики с хреном, обернутые салатным листом,
и посуды –
нет им цены!
Мазепа ей говорит, я не ищу себе места тебе,
уходи!
Кресница кровь стирает с лица, платье разорвано
сзади
и на груди,
лопатки ее сближаются так, что мог бы Мазепа их
вишенкой
соединить,–
несмь доволен Владыко Господи, да внидеши... –
но тотчас теряет
нить, –
несмь доволен Владыко Господи, да внидеши под кров
души
моея,
всякий кусок золота в невесомости принимает форму
тела
ея.
Ввел он крестницу в спальню, где распахнув окна
распахнуты и пахнет
травой,
пол качнулся под ней, и от испуга вцепилась она
в рукоятку
над головой
и взлетела.
Пыль оседает пока, мы разберем гордый закон
механизма:
гостил у Мазепы однажды инженер из Вероны, пионер
терроризма,
с фиолетовыми волосами, что-то от барбариса под
слабым дождем;
Мазепе
в доме мечталось давно оборудовать мышеловку для
знати;
трепет
объял инженера, он создал устройство и ускакал
возводить карусели
в Варшаве.
На потолке были два блока из дуба укреплены и свободно
вращались,
специальный канат был пропущен по блокам,
и с одной стороны
к нему привязали бобовой формы местные валуны,
а с другой
стороны
цилиндр, в котором был вырезан паз для упора, дабы
не давать
грузу
увести через блоки канат, но если тянуть его на
себя,
сразу
упор вылетал из гнезда, и хитрый канат вверх забирал
машинально,
так и Марфа, дернув за рукоятку, была поднята
над спальней,
этого мало: место, где стояла она на полу, обратилось
в колодец.
Так задумал Мазепа.
Так исполнил веронец.
Что сказать о колодце, когда он ни звука не возвращал
и топил
перспективу?
Легче влезть на стеклянную гору или разговорить
полтавскую
деву
в угольно-синем белье под оранжевой газовой блузой,
оборона во взгляде.
Столько старшин и полковников Хортицы себя показали
на итальянском снаряде!
Сколько бледнели они – лишь бахрома кумачовых рубцов
на лице
набрякала,
канули воеводы, и рукоятка, качаясь, их души вокруг
растолкала.
К той рукоятке мясо цепляли, кусища ну прямо с
пирушки
пещерной, –
взбейтесь, собачки, и затвердите от страха, торча,
как прищепки!
Марфа летала туда и сюда, каблуки наставляя на
гетмана,
амплитуда свежела,
вот ее вынесло кверху, и воздух она обняла, отпустила
и села
гетману прямо на плечи, и он покачнулся, и левой
рукой
прикоснулся к эфесу,
и ощутил щеками укол шелка чулок, побудивший в
нем силу,
поперечную весу,
силу, берущую в битву полезную Дарвина и морскую
звезду, –
всех! – помимо
той черепахи – см. предыдущую главку, – что с
Карлом
сравнима.
В мышцах любовников смешаная крепость лопастей
и небес,
и когда возвратились они, увидали: в тысячах
поз
козаки сопели, в испарине разбросанные, словно
отрезы
сизого шелка,
ножки собачек скобкой согнулись, а спинки утрамбовались,
и выросли шейки,
ибо – эволюционировали: с нижних лавок взяли запасы
и захотели
с верхних;
торты нетронутые лежали, но башни их повреждены
– все в луковых
перьях,
а рыбьи скелеты – мел, а головы их – фольга, а
в мисках
из-под салата –
уши кабаньи – 6 штук, у него бывает и больше, когда
отряхивается от болота;
у лучших котов концы хвостов раздвоились и умели
отщипывать пищу,
мерцали осколки тарелок – были съедены тыщи и не
съедены
тыщи;
иглицы-птицы, зобы раздувая, клевали столы и пушистые
сдобы
крошили,
грудились кости обглоданные и дрожали кустиками
сухожилий,
были колбасные палки проедены вдоль для забавы,
но как –
непонятно;
всюду играл холодок, и ловили друга по залам, как
львы,
бурые пятна;
дух вычитанья витал, и торчали ножи, распрямляясь
в святой
простоте,
по одиночеству с ними сравнимы законы природы,
ярящиеся
в пустоте.
Солнце стояло в зените, и ночь во дворце, несмотря
на раскрытые
ставни,
может, к дверным и оконным проемам были привалены
камни,
я допускаю...
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, ЦАРЬ НАГРАЖДАЕТ В сознании полтавчан битва не теряет актуальности и в наше время. Эпизоды сражения живо обсуждаются в транспорте, в очередях, на парковых скамеечках. В ностальгических стихах современных баталистов есть стремление повернуть историю вспять, чтобы снова увидеть победителя и побежденных, ощутить возможность и смысл героизма. Приложу сердечные и несколько неуклюжие строки, появившиеся в газете “Ворскла” от 1 мая июля 1984 года: А с пьедестала смотрит величаво
сам Петр, как будто-бы живой,
и вспоминает дни военной славы
и памятный Полтавский бой...
Нас не одна эпоха разделяет,
а двести семьдесят пять лет.
Здесь пред тобой лежит земля родная,
здесь поле славы и побед.
Царь сердца осязал конкретно, как доктор Амосов.
Царь наградил небо землею и наоборот.
Царь утвердил циркуль в груди генерала и очертил
полмира.
А тебе – ворону на грудь, ты не подвел.
Как царица Химия, царь стоял перед ними.
Трубили ангелы в костяные горны.
Царь над героем склонился.
Голову развосьмерил в надраенных пуговицах его.
На фрейлинах – юбки густые со льдом.
Пряные кавалеры поодаль.
Царь стряхивал с лица невидимые морзянки – лицом.
Казалось, не было у царя рук.
Уже в размере его стопы содержится часть пути.
Царь награждает.
Медали теплели на груди офицеров.
Время образования.
Фрейлины вполоборота.
Бывает, у большей рыбы меньшая торчит изо рта .
У царя голова была мала.
Тело ело царя.
Поскольку материя неуничтожима, главное в ней –
выносливость.
Не с людьми сражайтесь, а со смертью.
А из бессмертия какую свободу ты вынес?
Если сражаешься ради резону, резоннее сдаться.
1461 пушечный выстрел за пять часов боя, а?
Нева в папоротниках весельных лодок.
А паруса – скорлупы выпитых яиц.
Царь награждает.
Отвага – подобием человека.
Терпение – подобием отваги.
Землю – тенью своей.
Царь – награждает.
Перспективу за то, что удар уточняла, даль сведя
воедино.
Камни – геном времен от камней происходит время.
Царь свинец награждает – вниманием: записывает:
свинец.
Смерть! Шведами тебя награждает царь!
Любовников боя – ложем з гипсовыми пружинами, пусть
лежат
неподвижны!
Царь сел перед армиями, и стал книгу листать и
долго листал.
Где брат мой, Карл?
Как борода на спиннинге – на шляху перепуталась
божевольных
толпа.
Здесь ли царь брата искал?
Где брат мой, Карл?
Царь награждает?
Полное ночное в переливах лазутчиков – звездой
из 1000 жерл.
Где брат твой, Карл?
Трех лошадей под фельдмаршалом раненных, обвенчал
святотатец.
Где, Карл, твой братец?
"Побеждающий да не потерпит вреда от смерти
второй“.
В топких венках гроба офицеров.
Царь награждает.
Историков – чем попало.
А пленных – обедом.
Военспецам немецким в спецовках царь за ЦУ выдал
русские деньги.
Мальчишки казнили маршалов шведов.
Зеркало подносили к его очкам.
Маршала шведов били палками.
Маршалов пальцы белели.
Награждаются:
Меньшиков А.Д.
Я.В.Брюс,
Шереметьев Б.П.,
М.М.Голицын,
Репнин А.И.,
И.И.Скоропадский и др., не вошедшие в кадр.
Где брат мой, Карл?
Ему – "камень и на камне написано новое имя,
которого никто ...!“
Царь награждает.
Царь меня награждает.
Цифры, за то, что они легче времен и не тонут –
павшими одушевил.
Крепости коменданта А.С. Келина двом наградил,
влиты в метал.
Фары патрульной машины на повороте сдирают шкуру
со льва.
Ветер в Полтаве и во всей Европе.
Сияют фонтаны.
Офицеры выходят из театра.
Бронзовый лев держал в зубах чугунное ядро.
Давно укатилось ядро, но лев не чувствует перемен.
Вид его ужасен.
Следствие не помнит причины.
Царь награждает.
Где брат твой, Карл?
Там, в степи,
шел твой дубль
на убыль.
Будь поле чисто, как воздух!
Железо, брысь!
|
ч
|